Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN415.pdf DOI: 10.15862/105PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/105PVN415)
УДК 378
Кириллов Андрей Григорьевич
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Россия, Шадринск1 Начальник учебно-методического управления Кандидат педагогических наук
Доцент
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=222510
Гордиевских Виталий Михайлович
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Россия, Шадринск
Доцент кафедры «Программирования и сетевых технологий»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=819518
Методическая система формирования управленческих компетенций
1 641870, Россия, Курганская область, город Шадринск, улица Карла Либкнехта, дом 3
1
Аннотация. В современной России обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого персонала связано с необходимостью развития эффективных финансово-экономических механизмов управления. Существующие на сегодняшний день проблемы сферы управления не позволяют в полной мере использовать потенциал информационных и инновационных технологий, одна из которых, состоит в низком уровне информационной готовности управленческого персонала вуза. Другая, в том, что в руководстве вузов работают люди не всегда имеющие базовое образование в сфере менеджмента, проявляющие готовность к инновационным подходам и информатизации управленческой деятельности.
В ходе исследования, был проведен анализ ФГОС ВО в области управления и выделены универсальные и профессиональные управленческие компетенции, представляющие интерес для повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров для сферы образования. Решение проблемы обновления системы повышения квалификации управленческого персонала связано с выделением структуры управленческих компетенций и разработкой методической системы их формирования с учетом уровня сформированности обучающегося. Базовой основой обновления данной системы может выступить методическая система формирования управленческих компетенций (МСФУК). МСФУК призвана обновить, модернизировать, и повысить эффективность, как профильного образования, так и повышения квалификации управленческого персонала вузов.
В результате исследования показано, что методическая система формирования управленческих компетенций может выступать основой для разработки программ повышения квалификации управленческих кадров образовательных учреждений гуманитарной направленности.
Ключевые слова: управленческие компетенции; компетентностный подход; универсальные компетенции; профессиональные управленческие компетенции; инновационные технологии управления; переподготовка управленческого персонала; методическая система формирования управленческих компетенций.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кириллов А.Г., Гордиевских В.М. Методическая система формирования управленческих компетенций // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10Л5862/105?\Ш15
Подготовка управленческих кадров в соответствие со стандартами ФГОС ВО для современной России требует кардинальных изменений всех компонентов системы, включая обновление содержания управленческого образования, методов преподавания, обучения и контрольно-оценочных средств и технологий оценивания его результатов, что подчеркивается и в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы2. Обновление систем подготовки и переподготовки управленческого персонала связано с потребностью применения инновационных и информационных подходов в сфере управления, а также с низкой готовностью управленческого персонала к эффективному руководству системами в которых уже применяются элементы информатизации и системы менеджмента качества (СМК). Зачастую данные проблемы связаны с отсутствием у управленцев базового образования в сфере менеджмента, информационных технологий и инноватики. Являясь весьма актуальными в настоящее время, проблемы усугубляются вследствие активного привлечения информационных и инновационных технологий в систему управления, автоматизации деятельности в сфере управления, стандартизации управленческой деятельности. Особенно актуально решение перечисленных проблем для образовательных учреждений гуманитарной направленности, в частности, в вузах, где управленческий персонал сталкивается с техническими трудностями освоения и эффективного применения информационных и инновационных технологий управления.
Необходимость решения возникающих проблем в сфере современного менеджмента обуславливает поиск путей совершенствования системы подготовки и переподготовки управленческого персонала образовательных организаций.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы предполагается, что в основу обновленного содержания общего и высшего образования будут положены ключевые компетенции. Вместе с тем отмечена необходимость обновления профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого корпуса путем увеличения мобильности и гибкости системы повышения квалификации. Развитие эффективных финансово-экономических механизмов управления, создание в регионах, муниципалитетах и вузах систем качества, базирующихся не на контроле, а на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений также предполагает наличие сформированных профессиональных компетенций управленческого персонала.
Исследуя общие вопросы подготовки компетентных выпускников в различных сферах деятельности, отметим, что они достаточно широко освещены в научной литературе (Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е., А.Н. Дахин, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова и др.) [5, 6, 7, 8, 9].
Большинство современных исследователей определяют компетентность как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
А.В. Хуторской под компетенцией понимает некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого. Автор считает, что «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [7].
2 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электронный документ] Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie -site-dok.html.
Е.Н. Ковтун подчеркивает, что компетенция - это обладание динамическим набором знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры [5].
В связи с этим интересен проект Tuning of educational structures3. Данный проект Тюнинг - «Настройка образовательных структур» («Tuning of educational structures») -начинался и развивался в широком контексте создания и постоянного реформирования системы европейского высшего образования. Название «Тюнинг» («Tuning») было выбрано для того, чтобы подчеркнуть, что университеты стремятся не к единообразию программ или единым, определенным, «предписанным» учебным планам, но к согласованным параметрам, сближению и общему пониманию программ. При этом Tuning Russia является проектом по институционализации использования методологии Тюнинг в образовательной философии и практике вузов России. Цели проекта Tuning Russia: создание сети консультационно-методических Тюнинг Центров в России и подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в этих центрах, одна из основных задач - формирование согласованных, в том числе в европейском формате, перечней общих (универсальных) и профессиональных (предметно-специфических) компетенций по девяти предметным областям (Инженерная защита окружающей среды, Иностранные Языки, Информационно-коммуникационные технологии, Образование, Социальная работа, Туризм, Экология, Экономика и менеджмент, Юриспруденция) для последующего использования их при разработке и реализации образовательных программ всех уровней высшего образования.
С позиций проекта TUNING RUSSIA - компетенции - это конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы.
В результате под компетенцией мы будем понимать интегральную характеристику обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, моделей поведения и личностных качеств, которую обучающийся обязан продемонстрировать после завершения всей или части образовательной программы.
Основанием для развития профессиональных компетенций будущего профессионала, с точки зрения и концепции модернизации содержания образования, и ряда ученых (В.Н. Введенский, О. Мельничук, А. Яковлева, А.В. Хуторской и др.) служат ключевые компетенции, что требует уточнения с учетом современных парадигм образования.
Современные стандарты ФГОС ВО понятие «ключевые компетенции» не включают, однако в их структуре присутствуют общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК). С точки зрения проекта TUNING компетенции делятся на общие и профессиональные, чем подчеркивается дуализм компетенций определенного индивидуума. Он складывается из личностных надпрофессиональных компетенций, определяющих восприятие и оценку окружающего мира, и представленных в виде универсальной системы знаний, умений и качеств личности которые могут быть применены в различных сферах деятельности, и профессиональных компетенций - ориентированных на формирование системы знаний, умений и способов деятельности в определенной профессиональной сфере. Таким образом, структурно разницы между ключевыми, общекультурными и общепрофессиональными компетенциями не наблюдается, однако, в сущности, определенное расхождение все же есть. Современные исследователи Е.Н. Ковтун,
3 Tuning Russia [Электронный документ] / Режим доступа: http://tuningrussia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=77&Itemid=98&lang=ru.
О.П. Миханова, Е.С. Кулюкина, опираясь на зарубежный опыт, вместо дифференциации перечисленных выше компетенций предлагают применить интегративное определение -универсальные компетенции.
Сравнительный анализ источников показывает, что ключевые и универсальные компетенции трудно разделимы и имеют много общего, и представляются как надпрофессиональные способности и готовности личности, позволяющие ей творчески самореализоваться, социально взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям. Вследствие чего, соглашаясь с мнением вышеприведенных исследователей, в дальнейшем мы будем придерживаться деления компетенций индивидуума на универсальные и профессиональные.
В современных условиях универсальные компетенции, как и универсальные ресурсы личности широкого спектра, рассматриваются как база для освоения компетенций более специфического назначения, узкой направленности, то есть - профессиональных компетенций. Содержание профессиональных компетенций близко к содержанию квалификационной характеристики выпускника соответствующего направления подготовки. Оно должно быть дополнено описанием способностей индивида, лежащих в сфере профессиональной деятельности, но выходящих за рамки фиксированного алгоритма его деятельности, механистического решения задач, запрограммированной и безличностной реализации заданного функционала.
Принимая данные позиции за основу, сформируем совокупность базовых, универсальных компетенций управляющего персонала вуза с учетом инновационной направленности их деятельности и информатизации системы управления.
Отметим, что подготовка управленческих кадров, в сущности, подготовка к организационно-управленческой деятельности ведется на основе компетентностного подхода, в рамках многих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям: 27.03.05 Инноватика, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 38.03.02 Менеджмент, 38.05.01 Экономическая безопасность, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.05 Бизнес-информатика и другие. Анализируя данные стандарты, а также основываясь на представлении дуализма компетенций (универсальные и профессиональные), выделим совокупность универсальных и профессиональных управленческих компетенций для сферы высшего образования.
К общим универсальным управленческим компетенциям с позиций стандартов ФГОС ВО и государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы относятся более двадцати, из которых с точки зрения переподготовки управленческих кадров для сферы образования можно выделить следующие:
• способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
• готовность использовать современные средства получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях;
• способность критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей;
• способность решать профессиональные задачи на основе истории и философии нововведений, математических методов и моделей для управления инновациями, компьютерных технологий в инновационной сфере.
Совокупность профессиональных управленческих компетенций, в силу учета специфики по областям значительно объемнее универсальных управленческих компетенций. Те профессиональные управленческие компетенции, которые совпадали в стандартах и/или других нормативных актах РФ мы интегрировали, и в результате выделили более девяноста профессиональных управленческих компетенций. Ранжируя профессиональные управленческие компетенции на основе требований, государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы и образовательных стандартов ФГОС ВО, выделим основные группы: концептуальность, оперативность, аналитичность, способность к административным решениям, коммуникационность, коммуникабельность, техническая компетентность, информационная компетентность.
Дополним выше приведенный перечень совокупностью компетенций, которые будут формировать готовность руководителя эффективно применять современные инновационные подходы, информационные технологии и стандарты качества в сфере управления вузом, следующими:
• готовность к применению современных информационных и коммуникационных технологий в управленческой деятельности;
• способность к применению стандартов управления качеством ГОСТ Р ИСО 9001 в организации;
• способность к применению инновационных подходов и технологий, как в собственной деятельности, так и в деятельности вуза.
Универсальные управленческие компетенции, являясь основой не только управленческой сферы, но и основой высшего образования в целом, должны быть сформированы ранее у управленческого персонала на достаточном уровне. В тоже время у большинства действующих руководителей часть профессиональных управленческих компетенций на пороговом уровне также сформирована и, например, в процессе повышения квалификации имеет смысл выявлять и формировать только требуемые. Основой для разработки критериев и индикаторов сформированности управленческих компетенций выступает карта компетенций современного руководителя.
Анализ профессиональных компетенций современного руководителя показал, что все компетенции можно сгруппировать по шести общим направлениям:
• готовность к применению и разработке нормативно-правовой базы в управленческой деятельности;
• способность к планированию операционной (производственной) деятельности организации;
• готовность к организации и реализации проектной деятельности;
• готовность к управлению персоналом организации;
• способность принимать эффективные управленческие решения;
• готовность к применению современных информационных и коммуникационных технологий в управленческой деятельности.
В результате теоретического исследования проблемы подготовки управленческих кадров для системы высшего образования, мы видим, что ее решение связано с разработкой/обновлением системы повышения квалификации управленческого персонала. Выделенная структура управленческих компетенций позволяет перейти к обновлению системы повышения квалификации управленческого персонала. Базовой основой обновления
данной системы может выступить методическая система формирования управленческих компетенций (МСФУК). МСФУК призвана обновить, модернизировать, и повысить эффективность, как профильного образования, так и повышения квалификации управленческого персонала вузов.
Методическая система формирования компетенций (МСФК) в общем, представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов (целевого, содержательного, инструментально-технологического, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного), обеспечивающих ориентацию всех составляющих предметной подготовки на становление профессиональной компетентности обучаемого [2].
Структура МСФК включает следующие компоненты:
• целевой (содержит перечень компетенций обучаемого, а также входящие в них знания, умения, навыки и схему влияния отдельной дисциплины на развитие конкретных компетенций);
• содержательный (включает компетентную модель учащегося, разработанную на основе государственного стандарта и локальных предметных компетенций);
• инструментально-технологический (содержит две составляющие: инструментальные средства и конкретный набор технологий и методов обучения, которые будут определены в соответствие с целевым компонентом);
• контрольно-регулировочный (обеспечивает текущий контроль процесса обучения, что позволяет гибко реагировать на отклонения в процессе формирования и развития компетенций);
• оценочно-результативный (содержит критерии сформированности компетенций).
Проецируя структуру методической системы формирования компетенций на сферу управления, отметим, что целевой компонент будет содержать совокупности универсальных и профессиональных управленческих компетенций.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Содержательный и инструментально-технологический компоненты методической системы формирования управленческих компетенций включают инструментальные средства и технологии обучения в соответствие с целевым компонентом.
Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовятся обучающиеся является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с руководителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Работа по формированию компетенций в вузе осуществляется в рамках образовательного процесса на основе межпредметных связей изученного материала дисциплин общепрофессиональной, предметной подготовки. При этом одной из форм
получения нового учебного материала наряду с семинаром, остается учебная лекция с применением дидактических материалов для интерактивной доски в виде презентаций с заготовками графических изображений и т.д.
Контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты МСФУК призваны обеспечить текущий контроль развития компетенций, а также критерии их сформированности.
Традиционный контроль, по мнению В.И. Звонникова и М.Б. Челышкова, осуществляемый в вузах на основе различных оценочных средств, в том числе и с помощью тестов с выбором ответов, не отвечает современным требованиям оценки сформированности компетенций. В связи с этим, необходимо введение инноваций в традиционные контрольно-оценочные процедуры, разработка новых средств и методов контроля, обеспечении компетентности преподавательского состава вузов по использованию этих инноваций в образовательном процессе [1].
Контроль сформированности когнитивного компонента универсальных управленческих компетенций зачастую осуществляется с использованием письменных форм, например, методом тестирования, или применяя компетентностно-ориентированные задания.
Для проведения тестирования подготавливают ситуационные задачи и вопросы-задания к ним. Для ответов на вопросы обучающимся предлагают реализовать различные виды деятельности: изложить кратко содержание текста, найти главную мысль, определить последовательность действий, изложить текст в виде телеграммы, сравнить данные таблицы и сделать аргументированный вывод, сравнить два текста и найти общее и различия в текстах, сравнить карты и сделать выводы, на основе графика определить оптимальные даты для выполнения каких либо работ, сравнить различные точки зрения и сделать вывод и т.д.
Степень сформированности деятельностного компонента универсальных управленческих компетенций у обучающихся оценивают методом индивидуальных профессиональных проектов, результатам разработки или анализа нормативных актов локальной направленности, проблемно-модульного обучения, интерактивного обучения (деловых, организационно-деятельностных игр, ИКТ) и др. Интерактивное обучение фактически включает в себя все технологии, построенные по целенаправленной, специально организованной, групповой и межгрупповой деятельности, обеспечивающей обратную связь между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения на основе обратной связи, рефлексивного анализа.
Несколько реже для выявления уровня сформированности как универсальных, так и профессиональных управленческих компетенций применяют интервью, представляя материал имеющий отношение к конкретному направлению подготовки.
В общем, оценить сформированность компетенций возможно лишь в практических ситуациях. Действуя в моделированной проблемной ситуации, обучающиеся не только овладевают действиями, но и приобретают опыт относительно разнообразных условий. В естественнонаучной сфере - экспериментирование, в социально - гуманитарной -проектирование, анализ реально существующих средств регулирования человеческих отношений. Сформированность профессиональных компетенций проверяют методом проектов и/или тестированием.
В.И. Звонников и М.Б. Челышкова предлагают следующие общие методы оценки сформированности управленческих компетенций:
• тесты с заданиями различных форм для промежуточной аттестации обучающихся для проверки уровня освоения знаний и умений начального уровня, необходимых для формирования универсальных и/или профессиональных компетенций;
• компетентностные тесты для итоговой аттестации обучающихся, которые должны содержать компетентностно-ориентированные задания междисциплинарного характера на применение знаний в профессиональных ситуациях со свободно формируемым ответом;
• анкеты для обучающихся, предназначенные для выявления результатов прохождения практик с позиций проявленных компетенций и самооценок уровня их сформированности [1].
Применение экспертных систем, по мнению Ю.А. Аляева, А.Ю. Белякова и Л.К. Гейхмана, улучшает качество оценки универсальных и профессиональных компетенций. Программы данного класса способны моделировать при решении задач логику рассуждений человека - эксперта в какой-либо предметной области и, обычно, используются в системах поддержки принятия решения. При использовании в образовательном процессе экспертные системы способны реализовать помимо традиционных качеств, присущих всем педагогическим программным средствам, компоненты компетентностно-ориентированного обучения:
• деятельностный характер обучения;
• возможность организации исследовательского режима познавательной деятельности;
• создание условий для приобретения виртуального опыта самостоятельной деятельности, опыта достижения цели;
• смена роли обучающей программы - от источника информации до проводника в мире информации;
• интеллектуальная интерактивность обучающей системы;
• адекватно индивидуальная «траектория» обучения;
• интеллектуальная контекстная помощь;
• диагностика успешности овладения умениями и навыками;
• имитация решения проблем во взаимодействии [10].
Оценочно-результативный компонент МСФУК связан с оценочной деятельностью и направлен на мониторинг процесса становления управленческих компетенций. При этом входной и выходной контроль более жесткий, а текущий (предыдущий образовательный модуль) и промежуточный в ходе выполнения заданий - мягкий. Также одной из задач данного компонента является формулировка критериев и применение их для оценки степени сформированности управленческих компетенций.
Итак, сфера инновационного менеджмента требует наличия сформированных особых управленческих компетенций. Основными направлениями развития управленческой компетентности в данной сфере выступают как специализированные курсы в рамках основной образовательной программы по профилям менеджмента, так и система повышения квалификации и переподготовки управленческого персонала спроецированная на требуемые управленческие компетенции. Обновление системы переподготовки управленческого
персонала связано с потребностью применения инновационных и информационных подходов в сфере управления, и неготовностью управленческого персонала к эффективному руководству системами в которых уже применяются элементы информатизации и СМК. Разработка методической системы формирования управленческих компетенций образует основу для разработки программ повышения квалификации управленческих кадров, что особенно значимо для образовательных учреждений гуманитарной направленности, в частности, в вузах, где управленческий персонал сталкивается с техническими трудностями освоения и эффективного применения информационных и инновационных технологий управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 4-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 224 с. [54].
2. Кириллов, А.Г. Формирование профессиональных компетенций будущего учителя информатики в процессе обучения программированию: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кириллов А.Г. - Екатеринбург, 2005. - 196 с.
3. Кириллов, А.Г. Управление современным гуманитарным вузом на основе информационных технологий / А.Г. Кириллов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - 2012. - №3(II). - С. 9 - 12.
4. Кириллов, А.Г. Особенности применения информационных технологий в управлении гуманитарным вузом / А.Г. Кириллов // Среднее профессиональное образование. - 2013. - №3. С. 9 - 12.
5. Елина, Е.Г. Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах / Е.Г. Елина, Е.Н. Ковтун, С.Е. Родионова // Высшее образование в России. - 2015. - №1. С. 10-20.
6. Дахин, А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования: монография / А.Н. Дахин. - М: Изд-во НИИ школьных технологий, 2009.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования/ А.В. Хуторской //Народное образование. - 2003. - №2. - С. 60-66.
8. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход //Образование и наука. - 2004. - №3 (27). - С. 24-33.
9. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие // Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
10. Аляев, Ю.А. Формирование управленческих компетенций с использованием экспертных систем обучения / Ю.А. Аляев, А.Ю. Беляков, Л.К. Гейхман // Открытое образование. - М., 2006. N 3. - С. 19-28.
11. Миханова, О.П. Модель формирования и развития универсальных компетенций студентов ВУЗа в процессе обучения иностранному языку / О.П. Миханова, А.С. Мещеряков // Научные исследования в образовании. №3 - М., - 2010. С. 28-34.
12. Кулюкина, Е.С. Формирование компетенций бакалавров и магистров технических профилей с учетом международных стандартов: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е С. Кулюкин. - Томск, 2011. - 213 с.
Рецензент: Пирогов Владислав Юрьевич, профессор, заведующий кафедрой «Прикладной информатики и экономики», кандидат физико-математических наук, ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».
Kirillov Andrey Grigorevich
Shadrinsk State Pedagogical Institute Russia, Shadrinsk E-mail: [email protected]
Gordievskikh Vitaliy Michailovich
Shadrinsk State Pedagogical Institute Russia, Shadrinsk E-mail: [email protected]
Methodical system of formation of managerial competences
Abstract. The situation in modern Russia demands that management should operate by effective financial and economic means and it in its turn demands that professional competences should be brought up-to-date and management's training should be improved. It should be done as universities authorities don't use in full the potential of information and innovation technologies as they happen not to be specially trained as managers, not to be ready to use innovation approaches, not to be prepared for IT-based management as their information technology competence is very low.
The analyses of Federal State Education Standards of Higher Education of managers' training has allowed to single out the universal and the professional managerial competences that are to be formed in the process of education authorities' advanced training and professional development. The program of such courses is to be improved. Thus it is necessary to find out the structure components of managerial competences and to create the methodic system of their formation. This methodic system is to improve, to modernize and to increase the effectiveness of education authorities' advanced training and professional development.
The article presents the results of the research done to prove that the methodic system of the managerial competences formation can be the cornerstone of education authorities' advanced training and professional development courses.
Keywords: managerial competence; competence approach; universal competence; professional management expertise; innovative technology management; management personnel retraining; methodical system of formation of managerial skills.
REFERENCES
1. Zvonnikov, V.I. Sovremennye sredstva otsenivaniya rezul'tatov obucheniya [Tekst]: ucheb. posobie / V.I. Zvonnikov, M.B. Chelyshkova. 4-e izdanie. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2011. - 224 s. [54].
2. Kirillov, A.G. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy budushchego uchitelya informatiki v protsesse obucheniya programmirovaniyu: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 / Kirillov A.G. - Ekaterinburg, 2005. - 196 s.
3. Kirillov, A.G. Upravlenie sovremennym gumanitarnym vuzom na osnove informatsionnykh tekhnologiy / A.G. Kirillov // Vestnik MGGU im. M.A. Sholokhova. - 2012. - №3(II). - S. 9 - 12.
4. Kirillov, A.G. Osobennosti primeneniya informatsionnykh tekhnologiy v upravlenii gumanitarnym vuzom / A.G. Kirillov // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2013.
- №3. S. 9 - 12.
5. Elina, E.G. Kompetentsii i rezul'taty obucheniya: logika predstavleniya v obrazovatel'nykh programmakh / E.G. Elina, E.N. Kovtun, S.E. Rodionova // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2015. - №1. S. 10-20.
6. Dakhin, A.N. Modelirovanie kompetentnosti uchastnikov otkrytogo obrazovaniya: monografiya / A.N. Dakhin. - M: Izd-vo NII shkol'nykh tekhnologiy, 2009.
7. Khutorskoy, A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoy paradigmy obrazovaniya/ A.V. Khutorskoy //Narodnoe obrazovanie.
- 2003. - №2. - S. 60-66.
8. Zeer, E.F. Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod //Obrazovanie i nauka. - 2004. - №3 (27). - S. 24-33.
9. Ivanov, D.A. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumentariy: Uchebno-metodicheskoe posobie // D.A. Ivanov, K.G. Mitrofanov, O.V. Sokolova - M.: APK i PRO, 2003. - 101 s.
10. Alyaev, Yu.A. Formirovanie upravlencheskikh kompetentsiy s ispol'zovaniem ekspertnykh sistem obucheniya / Yu.A. Alyaev, A.Yu. Belyakov, L.K. Geykhman // Otkrytoe obrazovanie. - M., 2006. N 3. - S. 19-28.
11. Mikhanova, O.P. Model' formirovaniya i razvitiya universal'nykh kompetentsiy studentov VUZa v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku / O.P. Mikhanova, A.S. Meshcheryakov // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. №3 - M., - 2010. S. 28-34.
12. Kulyukina, E.S. Formirovanie kompetentsiy bakalavrov i magistrov tekhnicheskikh profiley s uchetom mezhdunarodnykh standartov: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / E.S. Kulyukin. - Tomsk, 2011. - 213 s.